Интервью с членом Пиратской партии Нидерландов Дирком Путом

Дирк Пут — член совета Пиратской партии Нидерландов и ответственный за связь с общественностью. На национальных выборах, прошедших 12 сентября, именно он возглавлял список пиратских кандидатов.

Даже несмотря на то, что пираты не прошли в парламент, результаты показали значительный рост поддержки в сравнении с выборами 2010 года. Все больше избирателей во всех регионах страны высказывается за пиратские идеи. Больше всего их оказалось в Делфте (0.7%), Эйндховене, Гронингене и Зандворте (0.6%). Рост популярности партии вполне закономерен. Только за последние полгода количество её членов увеличилось с 372 до 1192 человек.

Pirate Times: Привет, Дирк. В первый раз мы встретились на твоём выступлении в Маастрихте, где ты говорил о проблемах копирайта и патентов на медикаменты. Мероприятие проводила местная ячейка пиратской партии за десять дней до выборов с целью познакомить избирателей с программой пиратов. Расскажи немного о себе — сколько тебе лет, кем работаешь, чем занимаешься в партии и прочие факты из своей жизни.

Дирк Пут: Мне 44 года и сейчас я живу в Бреде на юге Нидерландов. Работаю программистом-фрилансером, делаю в основном приложения медицинской тематики, но в последнее время чаще занимаюсь образовательным ПО.
В партии я состою с конца 2009 года. На выборах 2010-го шел четвёртым номером в списке и с тех пор активно работал с нашей медиа-командой. В 2011-м меня избрали в совет и с декабря 2011-го исполняю обязанности пресс-секретаря.

Pirate Times: До вступления в ряды пиратов ты состоял в какой-нибудь политической или общественной организации?

Дирк Пут: Когда я был намного моложе, входил в состав JOVD (Jongerenorganisatie Vrijheid en Democratie — Молодежная организация за свободу и демократию), либерального молодежного крыла тогда ещё либеральной VVD (Volkspartij voor Vrijheid en Democratie — Народная партия за свободу и демократию [сейчас главная консерваторская сила в Нидерландах]). С 2005-го начал активно вести свой блог и, если сейчас пробежаться по опубликованным там статьям, можно увидеть, что основными моими темами были демократия, право на частную жизнь и проблемы в медицине. Но именно в Пиратской партии я занялся политической деятельностью.

Pirate Times: Когда ты впервые познакомился с пиратами и как?

Дирк Пут: Наша первая «встреча» состоялась в IRC-канале в конце 2009-го, когда я наткнулся на сайт Пиратской партии Нидерландов при написании статьи об АСТА и возможной потери конфиденциальности между доктором и его пациентами в случае принятия предложений правительства об электронной картотеке пациентов.

Pirate Times: Что побудило тебя присоединиться к движению?

Дирк Пут: Я пользуюсь интернетом с начала 90-х и считаю последние попытки превратить его в какое-то подобие обычного форума с премодерацией и давлением на любые проявления свободы нарушением наших прав. Основная моя мотивация состоит в том, что я хочу дабы мои дети росли в окружении той же свободы, что была и у меня. Без цензуры, со свободным доступ к любой необходимой им информации и без страха угодить за решетку за желание поделиться с друзьями теми, произведениями культуры, которые им нравятся.

Pirate Times: Если бы тебя избрали, то каким был бы твой первый шаг? Что бы ты изменил в первую очередь?

Дирк Пут: Я хотел бы инициировать в парламенте дискуссию о системе копирайта с привлечением в неё всего общества. Таким образом можно было бы обратить внимание всех политиков на эту проблему как в нашей, так и в других странах. Мнение большинства должно стать контраргументом максималистам копирайта, проталкивающим свои односторонние изменения в законодательство. Также, в качестве более символического шага, я бы подал в парламент предложение отменить недавнее переименование Министерства юстиции в Министерство по вопросам безопасности и юстиции.

Pirate Times: Каково твоё мнение относительно соблюдения гражданских прав в Нидерландах?

Дирк Пут: Гражданские права у нас уничтожаются быстрее, чем даже в Германии. Наши граждане имеют очень слабое представление о праве на частную жизнь и мало кто понимает, что право на частную переписку было фактически уничтожено с переходом от бумажных к электронным письмам. У нас самый большой процент прослушиваемых правительством телефонных разговоров. Практически, каждый тысячный телефон прослушивается. Правительство активно мониторит Facebook и Twitter на предмет «подозрительной активности», но отказывается предоставлять какую-либо информацию об этой деятельности.
Ультра консервативное правой крыло в парламенте, которое последние несколько лет заправляло в стране, очень активно пытается уничтожить нормы законов по наркотикам, которые у нас эффективно действуют уже больше тридцати лет. Закон wietpas обяжет регистрироваться всех граждан, которые постоянно посещают кофейни (имеется в виду заведения, где разрешено использование лёгких наркотиков). Это не только нарушает право частной жизни, но и грозит уничтожением системы профилактики злоупотреблений наркотиками.
Последнее предложение создать единую базу отпечатков пальцев всех граждан страны показывает, что наше правительство видит в каждом только потенциального преступника. Оно выходит за рамки требований Евросоюза и противоречит директиве ЕС, которая вообще запрещает собирать и централизованно хранить такие данные.
Игнорируя то, что наше законодательство в сфере копирайта безнадёжно устарело, и разнообразные прокопирайтные группы уже создали на устаревших законах свою собственную юридическую систему защиты авторских прав, правительство добилось того, что наш интернет быстро превращается в самую цензурованную часть всемирной сети, что сказывается и на свободе слова и на свободе информации. Власть утратила инициативу и за её ошибки теперь платим мы. Похоже, что правительство вспоминает гражданские права только тогда, когда они могут послужить для их пропаганды против правительств других стран, защищать же их у нас в стране депутаты и не думают. Те же «коалиционные соглашения», к которым так тяготеют Нидерланды, уничтожают баланс между парламентом и правительством. Они уже фактически отняли у парламента возможность контролировать действия правительства. К тому же, так как у нас нет даже понятия «конституционного суда», наши граждане почти не имеют средств для защиты своих прав от посягательств власти.

Pirate Times: Как люди отреагировали на Пиратскую партию?

Дирк Пут: Ещё в 2010 нас мало кто серьёзно воспринимал. Но наша война с BREIN в апреле-мае этого года положила конец насмешкам. Также неоценимую помощь нам оказала растущая популярность международного пиратского движения. В политических дебатах к нам наконец стали серьёзно относиться. Как результат, мы получили возможность говорить и быть услышанными в течении избирательной кампании. Некоторые партии даже скопировали себе часть нашей программы.
Однако медиа превратили предвыборную кампанию в битву только трёх главных сил, преподнося её как некий конкурс главных «поп-идолов» страны. Интерес для СМИ представляли только старые политические силы.

Pirate Times: Расскажи о предвыборном периоде. Что больше всего запомнилось и с какими проблемами довелось столкнуться?

Дирк Пут: Нам на руку сыграл тот факт, что крупные партии до последнего ждали со стартом своей предвыборной кампании. Летом нам удалось получить немного внимания со стороны СМИ. Что касается проблем, то нам, как новой партии, пришлось пройти через множество процедурных вопросов, отнявших очень много времени. В июле мы бросили все силы на сбор подписей только чтобы получить возможность баллотироваться на выборах. Но, с другой стороны, это помогло нам набрать пару лишних баллов, сработав как дополнительная реклама.
Основной же проблемой можно считать отсутствие в Нидерландах независимых национальных СМИ. Все информационные каналы находятся в руках ассоциаций вещательных компаний, контролируемых существующими партиями. Такой порядок вещей тянется ещё с тех времён, когда все в стране делились на группы в зависимости от религиозных и политических убеждений и каждая группа имела собственную радиовещательную компанию. Этот пережиток прошлого существует и поныне и составляет фундамент нынешних СМИ. Как вы понимаете, эти ограничения очень сложно побороть, особенно когда страна готовится к выборам.

Pirate Times: Помогали ли вам другие Пиратские партии? Поддерживаете с ними связь?

Дирк Пут: В пограничных регионах нам очень сильно помогали немецкие пираты. Наши коллеги из других стран оказали поддержку творческому отделу и мы использовали их опыт и материалы в своей кампании. Но вся связь у нас сейчас держится на одном международном координаторе и мы активно ищем добровольцев чтобы помочь ему. Теперь, когда выборы уже прошли, мы сфокусируемся на укреплении партии с помощью огромного количества новых членов, присоединившихся к нам в последние месяцы. Полагаю, одним из основных заданий станет также и налаживание сотрудничества с другими Пиратскими партиями.

Pirate Times: Результат в 0,3% оказался намного ниже, чем все ожидали. Как вы относитесь к нему и как он повлияет на партию?

Дирк Пут: Мы конечно разочарованы, что не смогли получить место в парламенте, но не стоит забывать, что наша популярность выросла в три раза только за два года — с 10 000 до 30 000 голосов. А 60 000 проголосовавших уже обеспечат нам одно депутатское кресло.
В четыре раза увеличилось число наших членов и теперь мы сможем заполнить пробелы в структуре партии и лучше обеспечить нашу сеть добровольцев. Если развитие будет продолжаться теми же темпами, то на следующих выборах мы преодолеем барьер.
Приятно также видеть, что проблема патентов стала основной темой этой кампании. Многие партии осознали чем грозит оттягивание реформы системы патентов в целом и патентов на медикаменты в частности. Другие партии уже выразили озабоченность относительно перехода законодательства в сфере интеллектуальной собственности под фактический контроль частных структур, получивших рычаги для навязывания цензуры в интернете.
Нам удалось донести до остальных свои идеи и это должно стать основой для их продвижения в последующие годы. Похоже, что некоторые политические силы уже даже пытаются понемногу внедрять систему Liquid Feedback (платформа для открытых обсуждений).

Pirate Times: Когда в Нидерландах пройдут местные выборы?

Дирк Пут: В 2014.

Pirate Times: Ваша партия примет участие в выборах в Европарламент в 2014?

Дирк Пут: Несомненно.

Pirate Times: Как думаешь, что будет с партией через пять лет?

Дирк Пут: Лет через пять наши ряды будут насчитывать уже тысяч шесть пиратов. Выборы, согласно закону, должны проходить каждые четыре года, но за последние десять лет их было уже пять. Так что, полагаю, спустя пять лет мы уже будем в парламенте. Вероятно к тому времени пираты пройдут в парламенты в других странах и нам удастся вынести свои предложения не только на национальный, но и на европейский уровень.

Pirate Times: За десять лет выборы проводили пять раз?! Это действительно много. Вероятно, нынешние политики делают что-то не так. Что, как ты считаешь, послужило причиной частых перевыборов?

Дирк Пут: Политики больше пекутся об интересах собственных партий, чем о благосостоянии целой страны. Наилучшей аналогией можно привести сборную по футболу, в которой все игроки настолько холодно относятся к представителям других клубов, что лучше проиграют матч, чем отдадут пас парнёру по сборной.
В результате нам приходится постоянно менять нашу политическую сборную, опираясь на результаты опросов общественного мнения. Систему укрепляют накрепко связанные с ней СМИ и разорвать этот порочный круг будет сложно.

Pirate Times: Благодарю за то, что нашёл время чтобы ответить на наши вопросы, Дирк.

Автор фото Gregoire Verweijen, лицензия CC-BY

Источник — http://piratetimes.net/interview-with-dirk-poot-first-candidate-of-the-dutch-pirate-party/

Залишити відповідь