ПИРАТЫ КРАСНОЙ РАТУШИ

ПИРАТЫ КРАСНОЙ РАТУШИ

Александр Голубов

Опубликованные в среду результаты опроса предвыборных настроений в Германии оказались не менее удивительными, чем итоги выборов в местный парламент Берлина: с фантастическим результатом в семь процентов партия пиратов получает достаточно голосов, чтобы на ближайших федеральных выборах попасть Бундестаг.

Почти две недели тому назад многие немцы сочли информацию о прохождении скандального новичка немецкой политики в ландтаг столицы забавной шуткой. Однако пираты уже избрали главу своей фракции и очень серьезно настроены на будущее. Лидер партии Себастьян Нерц заявляет, что их проект не будет бабочкой-однодневкой и собирается вести политическую деятельность на всех уровнях, включая федеральный. Сейчас пираты готовятся к серьезной работе в знаменитой Красной ратуше, с 1991 года приютившей местный парламент вновь объединенной немецкой столицы.

Все эксперты сходятся в одном. Случай с пиратами является уникальным. С первого раза им удалось попасть в немецкие органы власти, чего еще ранее не случалось. Даже “зеленым” после их первой попытки участия во всеевропейских выборах в 1979 году потребовалось еще 4 года, прежде чем они были представлены в Бундестаге.

Среди основных факторов, позволивших пиратам получить столь большую поддержку не только в Берлине, но и во всей стране, прежде всего является то, что за них проголосовало большинство протестно-настроенных избирателей. Потеряв доверие ко всем действующим партиям, недовольные решили полушутя-полувсерьез показать свое отношение ко всей политической системе Германии. Только 6% проголосовавших за эту партию утверждают, что сделали это из-за политических целей, к достижению которых стремятся пираты. Менее 38% опрошенных утверждают, что понимают программу пиратской партии, а 81% проголосовавших за нее не скрывают, что их мотивацией является утрата доверия к старым политическим силам. Любопытно, что пираты вытесняют из этой ниши тех самых “зеленых”, которые раньше воспринимались немцами, как внесистемные игроки, что уже давно не соответствует истине. Этот стереотип был достаточно силен, но тот факт, что большинство руководителей экологической партии достигло пенсионного возраста, работая в федеральных и земельных правительствах, явно ему противоречит. Что еще более любопытно, 60% отдавших свои голоса за “зеленых” в Берлине, являются госслужащими, окончательно развеивая миф о бунтарях из славных семидисятых. И нет ничего удивительного в том, что в эту стремительно пустеющую нишу может попасть любая сила, которая будет в достаточной степени “другой”, чтобы привлечь к себе внимание протестного электората.

По иронии судьбы “зеленые” еще совсем недавно активно ратовали за понижение возрастного ценза для участия в выборах до 16 лет. Учитывая то, что подавляющее большинство проголосовавших за пиратов были школьниками, студентами, а также молодыми служащими и рабочими, теперь эта инициатива может показаться “зеленым” не такой желанной, как это казалось ранее.

Еще любопытней статистика, иллюстрирующая источники электоральной поддержки пиратов. Только 10% проголосовавших за них отдали на предыдущих выборах голоса за партию “зеленых”. Зато 16% и 13% “перебежали” к пиратской партии от христианских демократов и либералов соответственно, то есть от коалиции власти. Еще 30% их электората или не голосовали в прошлый раз, или еще были слишком молоды для этого. Эти данные достаточно четко иллюстрируют протестную природу голосования за пиратов, а также тот факт, что “зеленых” в качестве контрсистемной силы уже давно никто не воспринимает. В том числе и их собственные сторонники.

Еще одним фактором успеха пиратов была их непринужденность в общении с избирателями. Специфика коммуникации в Интернете заключается в необходимости обратной связи со своей аудиторией, что естественным образом понятно для организации, ратующей за свободный доступ к информации. Те же партии, история которых начиналась еще в прошлом веке, во многом сохранили и ретроградные подходы в своей работе с избирателями в сети. На этом фоне динамичные открытые пираты, не стесняющиеся признавать свою некомпетентность во многих вопросах, выглядят намного более выгодно в глазах, как минимум, молодой аудитории. Молодых немцев не пугают фразы а ля “мы не знаем, как решить эту проблему, но мы будем стараться”, главное, что на все вопросы у новых кумиров есть достаточно простой для понимания большинством избирателей ответ.

В какой-то мере эти результаты можно характеризовать как свидетельство возросшей инфантильности немецкого общества. Иначе сложно объяснить тот факт, что вопросы легализации наркотиков и борьбы с копирайтом интересуют молодых немцев сильнее, чем кризис Еврозоны или сворачивание ядерной энергетики страны. Хотя очень хочется верить, что даже если их избирателям лень разбираться в сложных проблемах, то сами пираты будут стараться это сделать. По крайней мере, они так обещали.

30.09.2011

http://www.politcom.ru/12637.html

 

Залишити відповідь