Сеть против власти медиа-монополистов

Сеть преобразует мир на гораздо более фундаментальном уровне, чем принято считать. Это уже не просто раздражающий медиамагнатов фактор, который заставляет их менять привычные схемы ведения бизнеса — Интернет дорос до статуса величайшего творения человечества после лишь наверно печатного станка и письменности. Незатихающая война вокруг него ведётся вовсе не из-за эфемерных убытков, которые он якобы наносит, нет. Всемирная паутина стала угрозой гораздо более важному для издателей — власти над информацией.

Представьте, что вы получили возможность писать все мировые новости в течении одной недели. Никто не будет вас ограничивать или указывать что писать, а всё написанное будет восприниматься как незыблемая истина. Что бы вы тогда сочинили?

Подобная власть не плод моего воображения — некоторые из живущих ей уже обладают. Именно они до недавнего времени были единственными распорядителями информационных потоков и именно им в первую очередь, словно кость в горле, встал свободный Интернет. Ведь очень тяжко видеть как из рук уплывает власть не только рассказывать обществу про его проблемы, но и как эти проблемы общество должно решать.

Возможно вы уже слышали о влиянии СМИ на общественное мнение и потому знакомы с закулисьем хотя бы в общих чертах. Если подумать как можно использовать подобный ресурс, то первым на ум приходит собственное обогащение. Однако это только вершина айсберга: по сути, имея такую власть, вам даже не будут нужны деньги — властителю мира незачем заботиться о подобной мелочи.

Возможность говорить людям что является правдой, а что ложью — величайшая власть, которой может обладать человек. Власть тех, кто пишет историю.

В средние века этой властью обладала католическая церковь, имевшая монопольное право на библейские тексты. Простые люди не понимали латынь, на которой те были написаны, и священники с радостью предлагали им свои услуги в переводе и трактовке. Доходило до того, что людей даже отлучали и изгоняли за одно лишь «нелицензионное» чтение священных текстов. Церкви было незачем бояться законов, ведь она владела умами законодателей. Она озвучивала насущные проблемы и сама же нашептывала варианты их решений.

И представьте себе — в подобных условиях некто Гутенберг посмел посягнуть на власть церкви. С помощью печатного станка он наводнил рынок копиями библии на французском языке, которые не требовали разъяснений священников. Гегемония монополистов рассыпа́лась словно карточный домик.

Но, тем не менее, церковники продолжали выставлять себя хорошими парнями, борющимися против распространения лжи. Привыкнув управлять умами, они уже не могли так просто отказаться от такой власти и продавливали через власти европейских государств всё более жестокие законы для наказания печатников, пока, в конце концов, 13 января 1535 года Франция не признала «вину» «пиратов» достойной смертной казни.

Да, за незаконное копирование стали казнить. И знаете что? Даже это не помогло.

Но, как мы видим, борьба с новой технологией копирования не была основной целью вводимых репрессий. Церковь преследовала другой интерес: сохранение власти писцов, что позволяла полностью контролировать знания и культуру в мировом масштабе.

Им это так и не удалось и бразды правления над информацией перешли к печатникам. Они записывали, интерпретировали и доносили историю до людей так, как сами считали необходимым. Со временем их сменили телевидение и радио, но основа оставалась незыблемой — что является правдой и как её подать по-прежнему продолжала решать лишь кучка элиты.

Интернет изменил ситуацию в корне.

Все без исключения получили возможность доносить всему миру свои мысли в мгновенье ока. И, подобно католической церкви, нынешние серые кардиналы с не меньшей жестокостью кинулись защищать свои позиции. Колесо истории сделало свой оборот и мы вновь стали свидетелями самых нелепых оправданий, какие только смогли придумать медиамагнаты. Не изменились даже используемые методы борьбы.

Только вспомните как часто вы слышали в последнее время, что новые ограничивающие нашу свободу законы принимаются как необходимая мера безопасности, дабы «защитить» общество от террористов, детей от педофилов, правообладателей от организованных преступных группировок пиратов… Повсеместно действующие режимы — и речь вовсе не об избранных политиках — используют даже самую мелкую возможность для ограничения свободы сети. Их стремление остаться у штурвала тонущего корабля непоколебимо и, возможно, уже не за горами тот день, когда они, подобно предшественникам, решатся на самые крайние меры…

Источник — http://torrentfreak.com/the-net-vs-the-power-of-narratives-120429/ / CC BY-NC 3.0

Залишити відповідь