Как в действительности работают патентные монополии

В мире сейчас очень популярен один миф о том, что любой изобретатель-одиночка, придумав что-то гениальное и новое, с лёгкостью сумеет озолотиться с помощью действующей патентной системы. Как и прочие сказки, эта так же красива, но это всего лишь сказка. Вне красочных детских книг эта система занимается только тем, что охраняет гигантов-промышленников от таких молодых и гениальных специалистов, дабы те не мутили лишний раз воду.

Давайте представим, что вы вдруг придумали новый тип гаечного ключа. Ваше инженерное решение позволяет сэкономить кучу времени и сил, что выливается в очевидную прибыль. Обычно, для получения такого результата вы должны были бы долго и усердно учиться техническим премудростям, но давайте просто следовать мифу и считать, что вы обычные независимые изобретатели. Итак, вы одиноки и гениальны и творите в своём плохо вентилируемом подвале.

Теперь вам надо получить патент или монополию на своё инженерное решение (По своей сути, патент означает исключительные права на изобретения и потому справедливо считать его монополией).

Первым потрясением для вас станет стоимость этой процедуры. Чтобы получить подтверждение своих прав изобретателя в одной только Европе вам понадобится заплатить 50 000 евро. Есть у вас такие деньги где-нибудь в вашем подвале? Если да, то назвать вас бедным уже нельзя и возникает закономерный вопрос почему вы всё ещё работаете в подвале. Такова первая преграда, созданная богатыми корпорациями на пути изобретателей-одиночек.

Но давайте всё-таки представим, что неким магическим способом вы эти 50 000 получили и хотите продолжить игру в патентную лотерею. Допустим, вы даже смогли добиться подтверждения прав (что по своей сути весьма маловероятно и сравнимо с лотереей).

Что же дальше?

Да, собственно, ничего.

Ну разве что некая корпорация где-то в Бангладеше вдруг решит запустить производство ваших гаечных ключей. Конечно они не подумают не то что выплатить вам какие-то деньги за патент, но и даже сообщить о самом факте начала производства. Вам придётся самим разбираться что творится на рынке далёкой страны на другом конце континента и делать это за собственный счёт.

Представим, что вы всё-таки узнали о нарушении и затребовали у корпорации выплат за использование патента и штрафов. Что вам ответят? Они рассмеются вам в лицо. «И что ты нам сделаешь,»— ответят они.

Наступает пора следующего великого потрясения. Оказывается, что делами заправляют крупные компании и они вовсе не заинтересованы делиться прибылью с наглыми молодыми гениями. Единственный выход для вас — подать в суд на грязных дельцов и надеяться на благосклонность Фортуны. Проигрыш…или выигрыш…исход подобен предугадыванию какой стороной упадёт монетка, в лучшем случае. Самое время для вас осознать, что патентный спор потребует миллионы долларов от обеих сторон.

Но ведь вы бедный изобретатель, работающий в подвале…

Ну ладно. На то и сказка, чтобы хорошие ребята всегда побеждали. У вас нашлись деньги даже на этот нелегкий судовой спор с промышленным гигантом. (Интересно, кто-нибудь ещё считает главного героя бедным гением?..)

Итак, вы подали иск…и получаете ответную претензию от корпорации с обвинением в нарушении пяти-десяти патентов из их собственного патентного пула. Им даже не надо ничего доказывать — это ваша обязанность крутиться перед судьей, подобно юле, и приводить доводы своей невиновности. Теперь из обвинителя вы превращаетесь в обвиняемого, но не по одному, а по нескольким патентам и разборки по каждому факту требуют дополнительных затрат с вашей стороны (для обвинителя это тоже обременительно, однако работают они не в подвале и справедливо могут надеяться на ваше скорое отступление).

Продолжаете верить в защиту патентной системой интересов одиноких изобретателей?

Даже при самом оптимистичном варианте вы потеряете свои права на изобретение, не считая времени и денег, потраченных на регистрацию патента и адвокатов. Говорить о пользе патентов для вас могут только завравшиеся политики, имеющие свои интересы в этом деле, или лоббисты действующей системы.

Те же венчурные капиталисты (или инвесторы) люто ненавидят систему патентов и говорят о ней не иначе как о раковой опухоли экономики. Нужно намного больше, чем просто время, для отмены данного пережитка эпохи гильдий дабы вновь дать шанс для свободного развития инноваций.

Источник — http://falkvinge.net/2012/03/12/how-patent-monopolies-work-in-reality-outside-of-fairytale-land/

Залишити відповідь